Новые правила страхования ОСАГО в 2019 году

В 2019 году планируется продолжить мероприятия по приближению рынка ОСАГО к европейским стандартам, что требует от него гибкости и прозрачности. Планируется формирование клирингового центра, облегчающего взаиморасчеты между автовладельцами и страховщиками. Некоторые изменения коснулись тарифов штрафов и стоимости полиса ОСАГО.

«Подарок» для нарушителей ПДД

Как известно, при расчете тарифа по ОСАГО используется так называемый коэффициент нарушений. Иными словами, чем больше нарушений совершил автомобилист – тем больший платеж с него будет взиматься в пользу страховщика.

В 2016 году Российский Союз Автостраховщиков (РСА) утвердил следующий перечень повышающих коэффициентов:

  • За 4 и менее нарушений ПДД за год – 1,0.
  • За 5-9 нарушений ПДД – 1,86.
  • За 10 и более нарушений – 3,0.

Значение коэффициента умножается на стоимость полиса ОСАГО. При этом число нарушений берется по сведениям за прошлый год. Соответственно, недобросовестным автолюбителям придется заплатить за обязательное страхование в 2-3 раза больше.

Тарифы ОСАГО

Пилотный проект – ОСАГО контролируют камеры

В 2016 году в Москве и Казани реализовали пилотный проект по выявлению автовладельцев, уклонившихся от покупки полиса ОСАГО, при помощи системы видеонаблюдения.

Действовать этот механизм будет так:

  1. Камера фиксирует номер авто и направляет его в общую базу всех автовладельцев, где автоматически проверяется наличие у водителя полиса ОСАГО на текущий год.
  2. Сведения о выявленных нарушителях направляются в ГИБДД и к страховщикам.
  3. В дальнейшем, первыми под штрафы за уклонение от ОСАГО попадут те автовладельцы, которые совершили и иные нарушения ПДД.

Если проект оправдает себя в двух российских городах, то со следующего года его начнут постепенно внедрять по всей России.

Введение свободного тарифа – удобство для страховщиков?

В общем случае тарифы по ОСАГО устанавливает ЦБ РФ. Однако в случае введения свободного тарифа центральный финансовый регулятор установит лишь коридор значений стоимости полиса (например, от 20 до 30%), в пределах которого страховые компании уже смогут самостоятельно определять тарифы.

По мнению инициаторов такого нововведения , это усилит конкуренцию на рынке автострахования, что обеспечит рост качества сервиса.

Новые бланки – защита от мошенников

С 2016 года ввели новые бланки ОСАГО, которые обеспечены дополнительной защитой. Существовавшие ранее документы крайне часто становились объектом подделки со стороны мошенников. Постепенно все автовладельцы должны поменять свои сертификаты обязательного страхования на новые.

Однако, в настоящее время РСА настаивает на том, что замена должна быть осуществлена единовременно, что лишит мошенников возможности сделать новые фальшивые бланки. Окончательное решение по этому вопросу пока не принято.

Ударят ли тарифы по карману?

Невзирая на многочисленные угрозы и томительные ожидания, повышения тарифов в 2016 году не произошло. Они остались на уровне 2015 года, когда был отмечен их существенный скачок в связи с удорожанием автозапчастей.

Что касается индексации, то предполагается, что инфляцию покроет повышение коэффициентов за нарушение ПДД. Базовые же их ставки останутся на прежнем уровне.

Переходим на электронную форму полиса ОСАГО

В целях повышения эффективности и оперативности оформления ОСАГО в будущем, а также для координации усилий по выявлению нарушителей с 2016 года решено создавать Единую центральную базу (ЕЦБ).

Именно поэтому сертификаты обязательного страхования сохраняются в единой базе, что позволит сократить число мошеннических операций, поскольку проверка полиса ОСАГО будет осуществляться не на базе бумажного сертификата, а через ЕБЦ. Этот же факт облегчит работу ГАИ, которым несложно будет по ОСАГО идентифицировать личность нарушителя ПДД и легко его отыскать.

С 1 января 2019 года электронные полисы, или так называемые e-полисы ОСАГО, обязаны продавать все страховые компании, работающие с ОСАГО. Ранее это было необязательное условие.

Процесс проверки электронных сертификатов будет осуществляться так:

  • Сотрудник ДПС проверяет документы водителя и отправляет запрос в базу ЕБЦ через любое устройство (телефон, планшет, ПК) или же уточняет этот вопрос по рации.
  • При установлении факта отсутствия полиса водитель облагается штрафом в размере 500 рублей в первый раз, 800 – во все последующие разы.

Стоит помнить о том, что выдача электронных полисов новое дело, и его бесперебойность зависит от множества факторов. При сбое техники или ошибках сотрудников страховых компаний в начале 2019 года возможны казусы с выдачей е-полисов. В любом случае, автомобилисты должны быть очень внимательными и проверять все данные в выдаваемых им документах.

О любых сбоях и ошибках, касающихся выдачи электронных полисов, Центробанк будет проинформирован сразу же.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что 2018 год ознаменовался некоторыми нововведениями, направленными на повышение прозрачности системы ОСАГО, повышение эффективности ее функционирования и постепенный переход на современные формы учета страхователей.

В 2019 году данные е-полисов будут в обязательном порядке вноситься в электронные базы и, следовательно, станут доступными для сотрудников ГИБДД и страховых компаний в любом регионе России, что значительно организует их работу и взаимодействие с автомобилистами.

Михаил Адамов

2 высших образования
Юрист специализирующийся на финансовой тематике
Жду ваши вопросы на Email: info@crediti-bez-problem.ru

Оцените автора
Финансовый гид
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.