ОСАГО относится к обязательному, предусмотренному законом страхованию. Данный полис страхует не личный транспорт водителя, а его собственные расходы в случае ДТП. Принцип «работы» ОСАГО очень прост, возникший при аварии ущерб потерпевшему автомобилисту оплачивает та страховая компания, чей клиент признается виновным в столкновении. При этом сам виновник ничего не получает, но и не тратит свои средства на возмещение убытков.
Это самый цивилизованный способ урегулирования подобных проблем.
Инструкция для самостоятельного расчета ОСАГО
Во-первых, необходимо знать, что цена полиса ОСАГО во всех страховых компаниях будет примерно одинакова. Престижность страхового агента на ее стоимость никоим образом не влияет, так как данное страхование реализуется на основании закона РФ, а его тарифы разрабатываются и утверждаются Правительством России.
Во-вторых, на основании Указания Банка России за номером 3384-У от 19.09.2014 и положения под номером 431-П от того же числа, с 11 октября 2014 года начинают действовать поправки, применительно к тарифам ОСАГО. А теперь поэтапно разберемся с самостоятельным просчетом ОСАГО и прежде всего с тем, какие компоненты необходимо знать для формирования цены:
- Базовый тариф страховой ставки (условное обозначение ТБ)
Для начала следует отметить, что произошло повышение базовых тарифов. Этот компонент имеет свои предельные размеры, установленные федеральным законом России. Каждой категории транспортного средства присущи свои значения. Например, для категорий, относящихся к группам «В» и «ВЕ», базовый тариф находится в следующих пределах:
- Если владельцем является юридическое лицо, то тариф 2926-3087 рублей.
- Если владельцем является физическое лицо либо индивидуальный предприниматель, то 2440-2574 тариф рублей.
- Если транспорт используется в качестве такси, то тариф 3654-3854 рублей.
Тарифный коридор имеет свои особенности:
- Компании по страхованию устанавливают его величину самостоятельно (в установленных рамках) и применяют ко всем клиентам.
- Страховщики не имеют права изменять данный тариф в сторону повышения либо понижения для кого-либо.
- Ставка базового тарифа устанавливается страховщиком для каждого субъекта Российской Федерации.
- Компания уведомляет Центральный Банк о величине установленной тарифной ставки и публикует приказ на своем сайте.
- Коэффициент, принимающий в расчет, как возраст, так и стаж водителя (условное обозначение КВС)
Согласно этому значению, к начинающим водителям применяется более высокий коэффициент, следовательно, и стоимость страховки будет больше, нежели у водителей со стажем. Автолюбители моложе двадцати двух лет, имеющие стаж вождения меньше трех лет, заплатят за полис ОСАГО на 80% дороже, к ним применим КВС 1,8.
Для остальных значения КВС составляют:
- Если водитель старше 22 лет и стаж вождения не превышает три года – 1,7.
- Если водитель младше 22 лет, но водительский стаж больше 3 лет – 1,6.
- Если водитель старше 22 лет и водительский стаж больше 3 лет – 1.
- Читайте также:
Какую страховую компанию выбрать – рейтинг лучших страховых компаний в 2014 году
- Коэффициент, принимающий во внимание мощность транспортного средства (условное обозначение КМ)
Автомобили с более мощным двигателем представляют наибольшую опасность на дорогах, следовательно, их владельцы приобретают более дорогую страховку ОСАГО. Для транспортных средств категорий «В», «ВЕ» минимальный коэффициент применим, если двигатель имеет мощность до 50 лошадиных сил. Его величина 0,6. А максимальное значение – 1,6, используется, если автомобиль обладает мощностью превышающей 150 лошадиных сил.
- Коэффициент, определяемый длительностью страховки (условное обозначение КП)
Как правило, транспортные средства страхуют на 12 месяцев, но есть возможность купить полис на менее длинный период. Коэффициент для трехмесячного срока 0,5, а для полиса на 10 месяцев и больше – 1. При необходимости можно воспользоваться транзитной страховкой на 5-15 дней с коэффициентом 0,2, чтоб перегнать машину к месту, где будет проходить регистрация. Однако данный вид страховки не действителен, если машина ставиться на учет в ГИБДД.
- Коэффициент, определяемый по принципу территориальности (условное обозначение КТ)
На данную величину влияет прописка собственника авто, то есть тот регион, где преимущественно используется автомобиль. Для разных городов и регионов устанавливаются разные коэффициенты. В крупном городе эта величина значительно больше, нежели в маленьком городке или поселке, так как аварийность в мегаполисах более высокая. Например:
- Для Тамбова – 1,2.
- Для Ижевска – 1,6.
- Для Москвы – 2.
- Коэффициент, зависящий от безаварийной езды (бонус-малус) или наоборот наличия страховых случаев (условное обозначение КБМ)
Если у водителя не было аварий по его вине, то при последующем оформлении ОГАГО ему полагается скидка и присвоение очередного класса страховки.
За каждый безаварийный год размер скидки составляет 5%. Таким образом, за 8 лет скидка вырастает до 40% и может расти далее.
Если же водитель становиться виновником ДТП, то и стоимость ОСАГО на следующий год для него увеличивается, но с учетом предыдущих скидок.
Предположим, что скидки нет, но произошла одна авария по вине застрахованного водителя, значит, следующий полис ему обойдется на 56% дороже – применяется показатель 1,55. Повышения не удастся избежать даже при обращении к другому страховщику – база ОСАГО едина для всех компаний.
- Коэффициент, зависящий от того сколько лиц имеет доступ к управлению автомобилем (условное обозначение КО)
Для ограниченного числа лиц, имеющих доступ к управлению авто – 1, для неограниченного числа применим более высокий показатель – 1,8.
- Коэффициент, зависящий от длительности использования автомобиля (условное обозначение КС)
Самая минимальная величина применима для новых машин, эксплуатируемых не более трех месяцев – 0,5. Использование автомобиля в течение 9 месяцев повышает коэффициент до 0,95. А начиная от 10 месяцев и больше применим показатель 1.
- По какой формуле рассчитывается ОСАГО
Чтоб выяснить стоимость страховки, необходимо перемножить величину базовой ставки на специальные показатели (коэффициенты) перечисленные выше.
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КП, где
- Т – стоимость ОСАГО;
- ТБ – базовый тариф страховой ставки;
- КТ – коэффициент, определяемый по принципу территориальности;
- КБМ – коэффициент, зависящий от безаварийной езды (бонус-малус) или наоборот наличия страховых случаев;
- КВС – коэффициент, принимающий в расчет, как возраст, так и стаж водителя;
- КО – коэффициент, зависящий от того сколько лиц имеет доступ к управлению автомобилем;
- КМ – коэффициент, принимающий во внимание мощность транспортного средства;
- КС коэффициент, зависящий от длительности использования автомобиля;
- КП – коэффициент, определяемый длительностью страховки.
Данная формула применима к тем автотранспортным средствам, которые относятся к категориям «В», «ВЕ», а также, чьими собственниками являются физические лица и индивидуальные предприниматели.
- Где брать данные для самостоятельного расчета ОСАГО
Значения базовых ставок и коэффициентов можно уточнить в ФЗ №40 об обязательном страховании ОСАГО, также на сайтах страховых брокеров.
Единая база РСА располагает сведениями о классе страховки и величине коэффициента КБМ (бонус-малус), кроме того многие страховые компании готовы бесплатно предоставить данные КБМ при электронном запросе, если водитель указывает в нем свои данные.