За счет, каких средств развивается российский малый бизнес? Во-первых, личный капитал предпринимателей. Во-вторых, кредитование частными лицами – использование серого способа привлечения финансов. В-третьих, получение займа в кредитной организации. Первые два способа не всегда осуществимы и не вполне надежны. Третий, как правило, требует залога либо поручительства. Именно поэтому банки сотрудничают с различными Фондами, оказывающими содействие в развитии малого бизнеса.
Где можно получить залог под кредит
В крупных городах России банки активно взаимодействуют с гарантийными фондами, целью которых является содействие кредитованию, как малого, так и среднего бизнеса. Данное сотрудничество банка и общественной организации создает возможность выдачи займа бизнесмену благодаря поручительству Фонда. Таким образом, предприниматель, несмотря на отсутствие с его стороны залога в полном объеме, получает средства на начало своей деятельности, так сказать с нуля, либо на развитие бизнеса.
Читайте также: Как получить инвестиционный кредит для бизнеса
Требования к организации, получающей залог под кредит
Каким же критериям должна соответствовать организация, рассчитывающая на помощь Фонда:
- быть зарегистрированной как субъект малого бизнеса – СМП;
- иметь регистрацию в той области, где расположен Фонд;
- вести свою деятельность не менее одного квартала;
- иметь положительную кредитную историю;
- не иметь бюджетных долгов;
- иметь возможность для обеспечения займа в следующем объеме: микрофинансовым структурам – 10% от величины кредита, организациям, работающим в сфере услуг, инновационным предприятиям и научно-техническим производствам – 30% от величины кредита, прочим СМП – 50% от величины кредита.
Пошаговую инструкцию, как получить залог под кредит для малого бизнеса
Рассмотрим инструкцию на примере Фонда, занимающегося содействием в кредитовании малого бизнеса, расположенного в Санкт-Петербурге:
- Определение объема поручительства. Его величина зависима от вида деятельности бизнесмена. Данный параметр определяется по коду ОКВЭД. Он указывается при получении выписки из единого государственного реестра для лиц с юридическим статусом или предпринимателей, занимающихся индивидуальной деятельностью.
- Руководитель предприятия самостоятельно подбирает кредитную программу и подает в банк заявку на кредит. А банк, руководствуясь установленной процедурой, самостоятельно проводит рассмотрение заявки заемщика, проверяет предоставленный пакет документации, анализирует состояние его финансов и выносит свое решение. Если банк согласен предоставить кредит, но клиент не может в полной мере обеспечить залог, банковская организация может предложить ему воспользоваться обращением в Фонд. Задача Фонда предоставить малому бизнесу дополнительные гарантии для банка – выступить поручителем.
- Далее банк, получивший согласие клиента на заключении договора о поручительстве, в трехдневный срок направляет в Фонд письменную заявку с подписью заемщика на предоставление Фондом поручительства. Она рассматривается не более трех дней, а затем, как заемщик, так и банк письменно извещаются о решении.
- В случае положительного ответа составляется трехсторонний договор поручительства между банком, заемщиком и Фондом. Он проходит согласование с банковской организацией. Документ о поручительстве подписывается при наличии взаимной договоренности.
- После того как договор оформлен, заемщик оплачивает Фонду вознаграждение, основываясь на выставленный ему счет. Срок оплаты 3 дня.
- На протяжении всего срока действия договора о поручительстве заемщик должен четко выполнять свои обязательства, а банк обязан письменно ставить фонд в известность о следующих фактах:
- возникновение каких-либо изменений в условиях кредитного договора (в течение 3 дней);
- исполнение заемщиком договорных обязательств по кредиту, учитывая досрочное погашение (в течение 5 дней);
- возникновение просрочки по платежам, как по основному долгу, так и по процентам (в течение 5 дней).
К преимуществам данных Фондов относится простота и эффективность механизма, позволяющего предоставить поручительство. Клиенту не нужно заниматься сбором дополнительной документации для предоставления Фонду, а быстро принимаемое решение позволяет экономить драгоценное время.