Владельцы успешной франчайзинговой сети могут иметь достаточно высокий и постоянный доход. Паушальные взносы, роялти отчисления и прибыль от поставки товаров гарантируют регулярные финансовые вливания.
Однако далеко не каждый бизнес сможет укрепиться на рынке — и, прежде чем претендовать на получение, казалось бы, легких денег, придется приложить немало усилий для создания работоспособной бизнес-схемы.
Как организовать франшизу с нуля?
Процесс организации франшизы обязательно включает в себя создание прибыльной деятельности и активное ее продвижение.
Поэтому продавать бизнес-модель следует только тогда, когда собственное предприятие стало узнаваемым и успешным, а схема ведения дел претерпела всевозможные доработки и усовершенствования.
1.Продвижение бренда организации
Прежде всего, необходимо разработать и создать товарный знак, коммерческое обозначение, знак обслуживания и секрет производства.
Мероприятия по продвижению созданного бренда базируются на результатах следующих исследований:
- Проведение анализа рынка
- Оценка конкурентов
- Определение собственных отличительных преимуществ
- Определение целевой аудитории
Исходя из полученных данных, можно разработать дальнейшую стратегию развития и повысить узнаваемость ТМ, привлечь новых клиентов и увеличить объем продаж.
В качестве инструментов отлично подойдут:
- Размещение всевозможной рекламы
- Создание сайта
- Продвижение посредством сети интернет
- Проведение рекламной кампании, повышающей лояльность клиентов
2. Разработка схемы франшизы
Чтобы создать отлично функционирующую бизнес-модель, потребуется обработать и применить данные, полученные на этапе продвижения бренда.
Далеко не для всех услуг или товаров можно создать франшизу.
- Возможность простого и быстрого копирования бизнес-схемы
- Уникальность и особенность предлагаемого продукта
- Возможность организации всесторонней юридической защиты предприятия
- Временная устойчивость и актуальность
Понимание, как сделать франшизу, придет не сразу. Сначала необходимо разработать тестовую модель, опробовать ее, выявить недостатки и спорные моменты. Затем усовершенствовать и снова проверить на жизнеспособность.
Эти манипуляции следует проводить по кругу до тех пор, пока не будет достигнут максимально успешный вариант.
Только после этого можно начать внедрение франшизы.
Вообще, бизнес-модель представляет собой подробную и выверенную инструкцию по открытию бизнеса. В ее состав обычно входит четкий регламент деятельности, описание должностных обязанностей сотрудников, точные правила и порядок работы компании.
Инструкции необходимо писать понятным и простым языком, а после их прочтения у франчази (стороны, покупающей франшизу) должно возникнуть полное понимание ведения дела.
3. Финансирование франшизы – поиск источника
Организация франшизы требует вложения немалых средств — и, если у предпринимателя их нет, понадобится искать альтернативные источники инвестиций.
Где взять деньги на бизнес — все легальные варианты
Самым популярным способом получения денег на открытие дела является оформление кредита. Одновременно это и самый рисковый вариант финансирования, поскольку высокие процентные ставки предполагают наличие хорошей прибыли от франчайзинга, а на развитие любого бизнеса необходимо время.
Некоторые коммерсанты делают попытки получить деньги у государства при помощи субсидий и грантов. Это возможно в случае, если выбранная сфера деятельности является для государства приоритетной, и в ее развитие запланированы определенные вложения.
Однако для франчайзинговых предприятий суммы инвестиций из бюджета будут минимальными.
4. Составление бизнес-плана – подсчет примерных доходов и расходов
Составление бизнес-плана начинается еще на этапе разработки схемы франшизы, когда происходит описание всей бизнес-модели, включая определение суммы необходимых затрат и подсчет будущих доходов.
Обычно франшиза имеет фиксированный объем инвестиций и оговоренные сроки окупаемости.
В стандартный бизнес план должны входить следующие пункты:
1.Расходы:
- На оформление ЧП или ООО
- На покупку или аренду помещения
- На приобретение оборудования и расходных материалов
- На обязательные ежемесячные выплаты
- На заработную плату сотрудникам
2.Доходы:
- С торгового оборота
- Определение срока окупаемости при соблюдении условий контракта
Помимо этого, необходимо нанять грамотных юристов, способных качественно составить все документы, входящие в франчайзинговый пакет, а также договор концессии, что влечет за собой дополнительную статью расходов.
5. Сбор и подготовка необходимых документов
Чтобы создать предприятие, функционирующее в виде ИП, понадобится следующий пакет документов:
- Номер госрегистрации
- Идентификационный налоговый номер
- Гражданский паспорт руководителя
- Свидетельство о праве собственности или договор аренды на помещение, в котором будет располагаться франчайзинговая точка
- Технический паспорт на помещение
- Выписка из ЕГРИП
- Банковские реквизиты открытого расчетного счета
Если организация зарегистрирована как ООО, то для работы по франшизе понадобятся:
- Номер госрегистрации
- Идентификационный налоговый номер
- Устав предприятия
- Протокол о назначении руководителя
- Гражданский паспорт руководителя
- Свидетельство о праве собственности или договор аренды на помещение, в котором будет располагаться франчайзинговая точка
- Технический паспорт на помещение
- Выписка из ЕГРЮЛ
- Банковские реквизиты открытого расчетного счета
Помимо указанных документов, потребуется составить договор коммерческой концессии, который и будет являться франчайзинговым договором, а также разработать франчайзинговый пакет, включающий в себя:
- Бренд бук – список стандартов фирмы
- Инструкцию для франчайзи – полное руководство к действию
6. Поиск партнеров для организации сети
Прежде чем искать партнеров, следует определиться с вопросом территориальной политики. Для этого необходимо проанализировать, в каких городах или регионах деятельность франчайзи будет прибыльной и востребованной. После этого нужно составить эффектную презентацию с описанием преимуществ бизнеса по франшизе.
В качестве потенциальных партнеров, можно привлекать, как новичков, желающих открыть бизнес с нуля, так и уже функционирующие организации, стремящиеся улучшить свои финансовые показатели и перейти на более высокий уровень ведения дел.
В любом случае, изначально построенный бизнес должен быть настолько привлекательным, чтобы потенциальные партнеры самостоятельно стремились начать сотрудничество.
Чтобы понять, как создать франшизу своего бизнеса, необходимо время, терпение и творческий подход. Успех на переполненном предложениями рынке будет иметь тот, кто сможет привнести нечто новое, но в привычном и понятном клиенту исполнении.
Кроме этого, хороший предприниматель всегда готов оказать помощь своим партнерам, заботясь о привлечении клиентов и отстаивая интересы компании.