Не секрет, что депозитные вклады являются самым распространенным видом сохранения и приумножения накопленных средств. После смерти их владельца банковский депозит рассматривается в качестве наследства и требует, как и любой другой вид наследования выполнения определенных действий со стороны наследников, заявивших о своих правах. Именно поэтому актуальность получения вкладов по наследству на сегодняшний день достаточна велика.
Нужно знать, какие документы необходимы, какие формальности следует выполнить и в какие сроки, чтоб получить доступ к унаследованному депозиту.
Содержание статьи:
Кто имеет право на наследование вкладов по закону?
Деньги, сберегающиеся на банковском депозите, по закону относятся к имуществу, подлежащему наследованию. Наследники могут вступить в свои права после того, как будет проведена специальная процедура под названием универсальное правопреемство.
После смерти владельца вклада наследники могут стать обладателями депозита двумя законными путями:
- На основании составленного завещания.
- На основании закона.
С завещанием все достаточно просто – вклад наследуют лица, указанные в нем. При этом само завещание может быть составлено и заверено нотариусом. Этот документ можно также оформить непосредственно в банковской организации в виде завещательного распоряжения на основании статьи 1128, прописанной в ГК РФ.
В сравнении с нотариальным документом, распоряжение по вкладу относится к бесплатной услуге, предоставляемой банком, что значительно упрощает процесс, связанный со вступлением в наследство.
Однако следует понимать, что если наследодатель имел несовершеннолетних детей или иждивенцев, то суд в праве исполнить завещание не в полном объеме, то есть не все средства перейдут наследнику. Часть отойдет тем, кого по закону невозможно обделить.
Если завещание отсутствует, то при определении наследников руководствуются законом – это наследование в особом порядке, где учитывается очередь наследников:
- Первоочередное право принадлежит, как родителям, так и детям, а также супругу (супруге) умершего.
- Если наследники первой очереди отсутствуют, право переходит к братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам покойного.
- Далее следуют тети, дяди.
- Закон предусматривает восемь очередностей наследников, при предъявлении прав на получение наследства допустима шестая степень родства.
Читайте также: В каком банке самый выгодный вклад и депозит?
Порядок вступления в наследство по вложениям и список необходимых документов
Порядок оформления наследства на вклад зависит от имеющихся оснований на его получение. Рассмотрим три возможных варианта:
- Если имеется оформленное в банке завещательное распоряжение владельца вклада с указанием одного лица либо нескольких лиц и доли каждого, то наследникам достаточно:
- Предъявить этот документ в банке при условии, что он оформлялся до 01.03.2002 года, а именно, до принятия третьей части ГК.
- В случае более позднего оформления, документ предоставляется нотариусу для оформления свидетельства, подтверждающего право на наследование, а затем можно отправляется в банк.
- В обоих случаях также потребуется документ, подтверждающий смерть владельца депозита.
- Если наследник или наследники располагают завещанием на вклад, то они:
- Обращаются к нотариусу.
- Пишут заявление о намерении принять наследство.
- Представляют необходимые документы.
- Получают свидетельство, заверенное нотариусом, где подтверждено их право на наследство согласно завещанию.
- Заверенный документ, договор на вклад или весь пакет документации предъявляют в банке.
- Воспользоваться депозитными средствами можно по истечении шести месяцев с того момента как открылось наследство.
- Если наследование вклада происходит «по закону», то есть завещание отсутствует, то банковский депозит наследуют родственники, а определение их круга возлагается на нотариуса, поэтому:
- Претенденты на наследство посещают нотариуса.
- Приносят необходимые документы.
- Получают (если имеют на это право) свидетельство, позволяющее наследовать «по закону».
- Далее полный пакет документации можно предоставить банковской организации, где размещен вклад, дальнейший порядок совпадает с порядком оформления наследства «по завещанию».
Какая же документация для оформления наследства «по завещанию» и «по закону» необходима нотариусу, ведь именно с него начинается вся процедура:
- Свидетельство, подтверждающее смерть наследодателя.
- Документ, подтверждающий личность наследника.
- Документы, подтверждающие родство претендента на наследование вклада и покойного.
- Справку, отражающую состав семьи покойного.
- Информацию о последней официальной регистрации покойного.
- Завещание (если оно есть).
Законом предусматривается шестимесячный срок на то, чтоб наследники заявили о своих правах на получение наследства.
Срок продлевается только в тех случаях, когда претендент не имел возможности вовремя провести процедуру открытия наследства, например был болен и может это доказать.
Нужно ли уплачивать налог наследнику?
Действующее в данное время законодательство не предполагает уплаты каких-либо налогов на наследство, в том числе и в виде сберегательного вклада, полученного, как по завещанию, так и в результате законного наследования. Подобные льготы относятся к наследству и дарению со стороны родственников.
Это прописано в Федеральном законе, вступившем в силу с января 2006 года. Хотя в законе могут содержаться определенные нюансы относительно налогообложения.
Однако отсутствие налогов не освобождает наследника от уплаты государственной пошлины при вступлении в свои права, а также оплаты услуг, предоставляемых нотариусом:
- Наследники, относящиеся к первой очереди, заплатят 0,3% от суммы наследуемого вклада, при условии, что размер госпошлины не превысит 100000 рублей.
- Наследникам, относящимся к другим очередям, нужно оплатить 0,6% от суммы депозита, однако эта сумма не может превышать 1000000 рублей.
- Если оглашается завещание закрытого типа, его вскрытие и оглашение обойдется дополнительно в 300 рублей.
Следует учитывать, что, наследуя банковский депозит, наследник имеет право снять средства со счета либо оставить их для последующего хранения в той же банковской организации. В этой ситуации может возникнуть вопрос, связанный с налогообложением вклада.
В любом случае, чтоб избежать неожиданных ситуаций, необходимо получить разъяснение, желательно письменное, в налоговых органах.