Важные изменения в бюджете России в 2017 году

Государственный бюджет России на 2017 года несет на себе важную смысловую нагрузку: именно с этим финансовым документом страна должна выйти из «эпохи кризиса» и вступить на путь поступательного развития. Эксперты же видят в нем немало недочетов, которые не позволят стране сделать важный рывок в экономическом развитии.


Бюджет 2017 – цифры и факты

План доходов и расходов, по которому стране предстоит жить в 2017 году, депутаты приняли с дефицитом в 2,75 триллионов рублей. Сумма эта весьма значительна и составляет 3,0% от ВВП России. В частности, затраты государства составят в грядущем году 16,2 трлн. рублей, а доходы– 13,5 трлн. рублей.

Из чего планируется покрывать сформировавшийся дефицит? Во-первых, из Резервного фонда (1,15 трлн. руб.), а, во-вторых, из Фонда национального благосостояния (668,2 млрд. руб.).

Не приведет ли это к исчерпанию фондов? Действительно, к концу 2017 году Резервный фонд будет исчерпан полностью, а в ФНБ сохраниться еще 4,2 трлн. рублей. Тем не менее, такая ситуация не вызывает у парламентариев опасений: предполагается, что в 2018 и 2019 годах доходы страны пойдут в гору, в то время как затраты напротив сократятся.

Важный момент:  Проект российского бюджета составлялся с учетом того, что нефть будет стоить не менее 40 долларов за баррель (марка Urals), в то время как курс доллара в 2017 году составит не более 67,5 рублей. Что касается инфляции, то она прогнозируется на заложенном ЦБ РФ уровне в 4,0%.

 

Бюджет

Каковы особенности бюджета 2017 года?

Рассматривая принятый Госдумой документ, можно выделить несколько характерных черт, свойственных бюджету 2017 года.

  • Особенность первая – трехлетний горизонт планирования

В отличие от бюджета предыдущего года в 2017 году план доходов и расходов охватил также 2018 и 2019 годы.

  • Особенность вторая – увеличение закрытых статей

Статьи затрат, которые не публикуются в бюджете открыто («закрытые статьи») в проекте документа на 2017 год увеличены на 800 миллиардов по сравнению с прошлым годом. Большая часть таких статей предусматривает финансирование национальной обороны. Стоит отметить, что ныне затраты на обеспечение военной мощи России составляют 5,3% ВВП (для сравнения – в США эта цифра не превышает 2,5% ВВП).

  • Особенность третья – масштабные ассигнования в социальную сферу

Первоначальный вариант проекта бюджета был откорректирован депутатами: было решено направить дополнительные ассигнования в сферы образования и здравоохранения. Более того, на поддержку малого бизнеса, промышленности, моногородов, сельского хозяйства было решено дополнительно выделить более 2 трлн. рублей.

  • Особенность четвертая – источники финансирования дефицита туманны

Дефицит бюджета составит 2,75 трлн. рублей. При этом средств резервных фондов хватит на покрытие только 1,818 трлн. рублей. Откуда депутаты найдут еще 9,3 млрд. рублей? Считается, что у Правительства РФ существуют скрытые резервы.

Эксперты считают, что могут быть задействованы механизмы ускоренного пополнения казны, в том числе введение прогрессивной шкалы обложения дохода и отмены возврата НДС за экспортные операции. Однако сами парламентарии отрицают возможность применения таких инструментов, поскольку они могут разорить отрасли и привести к уходу доходов «в тень».

Аргументы «против» бюджета 2017

Правительство РФ планирует в будущем бюджетном году:

  1. Оптимизировать затраты и повысить их эффективность (70% бюджетной консолидации).
  2. Эффективно мобилизовать доходы (30%).

Это, как предполагается, поможет сократить бюджетный дефицит до 1,20% ВВП в 2019 году. Однако столь радужную точку зрения разделяют далеко не все.

Экспертные группы:«бюджет не стимулирует экономику»

Многие эксперты считают, что в настоящее время план доходов и расходов должен ориентироваться на активное увеличение бюджетного дефицита с тем, чтобы поддержать слабую экономику. Когда же национальное хозяйство переориентируется на «активный рост» можно будет вернуться к бюджетной оптимизации. Однако Минфин России считает, что при стимулировании дефицита не удастся добиться стабильного курса рубля и низкой инфляции.

Монеты

Оппозиция: «принят бюджет замирания и проедания»

Представители оппозиционных фракций отметили, что несмотря на приятный в бюджете «режим экономии» не пророчит ничего светлого, кроме снижения дефицита в 2019 году до 1,20% ВВП.

При этом можно отметить, что документ:

  1. Не обещает перехода на стадию активного роста даже в отдаленной перспективе;
  2. Предусматривает давление на граждан и бизнес во благо низкой инфляции от которой отталкивается монетарная политика Банка России (инфляционное таргетирование).

Отдельные оппозиционеры также отметили, что содержание непомерно большого оборонного сектора в мирное время и притом в условиях финансового кризиса – весьма опасное мероприятие, поскольку из-за него пришлось даже урезать некоторые разделы затрат на иные государственные нужды, в том числе инновационное развитие экономики и ее модернизация.

Важный момент:  Даже несмотря на увеличение затрат на здравоохранение и образование, в общем виде суммы средств выделенных на финансирование этих направлений многим депутатам видится недостаточным.

 

Сторонники же бюджета России на 2017 год отвечают на многочисленные нападки тем, что в текущих условиях план доходов и расходов страны должен быть увязан с денежно-кредитной политикой Центробанка, чтобы совместные действия всех государственных структур обеспечили более скорый выход из кризиса.

Повторное рассмотрение проекта бюджета России на 2017 год в Госдуме запланировано на 9 декабря. Предполагается, что в проект будут внесены некоторые корректировки. Итоговый документ будет обнародован уже в середине следующего месяца.